вторник, 22 мая 2012 г.

Строитель культуры

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal  Mail.Ru
В воскресенье отпразднует своё 90-летие Аркадий Фёдорович Завойских – человек, благодаря которому культурный ландшафт Удмуртии имеет свой нынешний вид.
«Крыша»
для искусства
Аркадий Фёдорович Завойских большую часть жизни занимался вопросами культуры – и в качестве заместителя Председателя Совета Министров АУССР, и в качестве рес­публиканского министра культуры (этот пост он занимал дольше, чем кто-либо из его коллег – с 1965-го по 1976-й, – и со значительно большим эффектом, чем многие его предшественники и последователи). Собственно, не будет преувеличением сказать, что Завойских был ключевой фигурой в развитии культурной инфраструктуры республики второй половины ХХ века.
Его стратегической задачей было создать условия, в которых культура могла бы развиваться. «В 60-е в стране появилось новое поколение артистов, музыкантов, литераторов, которые буквально перевернули культуру. Но республика не могла принять их по самой банальной причине: не было театральных залов и концертных площадок. Ижевск был похож на большую деревню. И я поставил цель – чтобы в городе появились музеи, театры, дома культуры», - рассказывает он. И он этого добился. По его инициативе домами культуры обзавёлся каждый (!) завод республики, были построены музыкальное училище и «культпросвет», создан Театр оперы и балета и спроектировано здание для этого театра, построены Музей ИЗО и ДК «Юбилейный» в Воткинске, преображён в музейный комплекс Арсенал… С его же лёгкой руки собственными помещениями обзавелись филармония, Национальный драмтеатр. В начале деятельности Завойских в Удмуртии было 4 музыкальные школы. Когда он уходил – уже 70, во всех районах республики. Как говорится, комментарии излишни. «Потом на несколько десятилетий всё как будто остановилось. И только в последние годы снова начались строительства в области культуры – это очень важно», - говорит он.
Вернуть Чайковского
на родину
Именно ему принадлежит идея создания музыкального фестиваля в честь Чайковского. Пришла она почти из чувства противоречия: увидел в Москве афиши фестиваля им. Чайковского в Клину, поразился бедности афиши и подумал, что Удмуртия на фестиваль Чайковского имеет не меньше, а, пожалуй, и больше оснований, чем подмосковный Клин. В стремлении открыть фестиваль он дошёл до тогдашнего всесильного министра культуры СССР – Екатерины Фурцевой, а его единомышленниками были звёзды эстрады и солисты Большого театра.

Аркадию Фёдоровичу Завойских принадлежит идея создания мемориала воинской славы «Вечный огонь». Макет памятника воину он заказал в Киев, отлили фигуру в Ижевске. Когда перед партийными чиновниками предстала монументальная фигура, они набросились на Завойских, самого – ветерана Великой Отечественной: «Почему у тебя воин – обнажённый?! Ты что, сам без гимнастёрки воевал? Что за непотребство!» Но министр культуры отстоял памятник, а ижевчане давно уже воспринимают его как один из символов города. Удивила музыка — хоббиты бежали под могучую мелодию из Последнего из могикан. Спору нет, мелодия замечательнейшая, но таскать из фильма в фильм — как-то странно. Может, конечно, в финальной версии не будет, но ведь даже для таких показов надо деньги платить. Странно.
В общем, куда ни ткни — всё интересно, всё хочется посмотреть.
И перевести.

Комментариев нет:

Отправить комментарий